Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями

КОНЦЕПЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п
Наименование раздела
Стр.

Определения, обозначения и сокращения
3
I
Основные характеристики проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями в Российской Федерации
5
II
Цели и задачи концепции, принципы проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями в Российской Федерации
12
III
Основные направления совершенствования проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями;
17
IV
Перечень необходимых организационных мероприятий, которые должны быть проведены для обеспечения проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне базовых профессиональных образовательных организаций, создаваемых в субъектах Российской Федерации, как ресурсных центров организации и методического обеспечения среднего профессионального образования и профессионального обучения в субъекте Российской Федерации
22
V
Перечень необходимых нормативных правовых и локальных актов, которые должны быть приняты на уровне субъекта Российской Федерации и базовой профессиональной образовательной организации;
26
VI
Перечень необходимого оборудования для оснащения базовой профессиональной организации, учитывающий типы и количество нозологий студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями, участвующих в конкурсах профессионального мастерства
31
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

РФ – Российская Федерация

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

БПОО – базовая профессиональная образовательная организация

НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата

ООП – особые образовательные потребности

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт



Базовая профессиональная образовательная организация − профессиональная образовательная организация, обеспечивающая обучение инвалидов и лиц с ОВЗ по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Инклюзивное образование-обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Конкурс − соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

Профессиональная подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) − это процесс профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

I.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В последние годы происходит повышение интереса к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости повышения социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и с нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов и их доли среди населения.

Под профессиональной подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью, понимается процесс профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование инвалидов направлено на формирование у них социальной и профессиональной компетентности, сохранение и укрепление их здоровья и на этой основе повышение их трудового потенциала, что обеспечивается созданием специальных условий получения профессионального образования.

Вступление в действие с 01.09.2013 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» актуализирует проблему обеспечения доступности качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных организациях всех уровней независимо от того, в каких условиях оно осуществляется – совместно с другими обучающимися, в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (Статья 79). Преломляя формулировку указанной статьи закона с позиций получения профессионального образования лицами с ОВЗ, необходимо подчеркнуть важность и своевременность поиска эффективных путей и средств образовательной деятельности, которые будут обеспечивать не только качественную подготовку специалистов по востребованным на рынке труда профессиям/специальностям, но и успешность их социальной и трудовой интеграции.

В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение доступности среднего профессионального образования и профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня получение качественного профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, значительно расширяет их возможности для профессионального самоопределения и последующего трудоустройства.

Современный рынок труда предъявляет новые требования к подготовке молодых специалистов. Основным условием приема на работу сегодня является не только наличие документа об окончании образовательной организации, но и опыт успешной практической деятельности по полученной специальности. Социальная адаптация, занятость молодежи и подготовка к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики страны, области. Педагогические работники профессиональной образовательной организации должны не только дать теоретические и практические знания, умения, навыки выпускникам, но и сформировать в них уверенность, позволяющую найти свое место на рынке труда, подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию при трудоустройстве. В условиях рыночной экономики особенно возрастает значение профессионального мастерства квалифицированных рабочих, так как именно они востребованы на рынке труда.

Сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях не имеющих ограничения жизнедеятельности нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных специалистов, способствует расширению активного профессионального общения, созданию инновационного образовательного пространства.

Опыт проведения конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации носит фрагментарный, единичный характер, что ограничивает возможность использования этого механизма, повышения мотивации к успешной профессиональной деятельности среди обучающихся данной категории. Разработка единой концепции проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации позволит повысить качество профориентационной работы в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и привлечь внимание потенциальных работодателей к специалистам, имеющим ограничения жизнедеятельности.

Система работы, способствующая личностно-профессиональному становлению молодых специалистов с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, освоивших программу среднего профессионального образования или профессионального обучения, включает в себя и участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, конференциях. Участие в конкурсе - это возможность заявить о своих открытиях, достижениях, найти единомышленников и вдохновение для новых свершений.

Концепция конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья– это ресурс развития системы среднего профессионального образования и профессионального обучения. Привлечение различных субъектов образовательной системы в конкурсы профессионального мастерства в качестве участников, организаторов, экспертов создает мотивационные условия для развития инновационной деятельности, обеспечивает расширение пространства активного включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную среду.

Концепция конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья– это индикатор качества среднего профессионального образования и профессионального обучения, трудовой реабилитации для данной категории обучающихся. Универсальный инструментарий оценки конкурсных испытаний позволяет в открытой форме соревнования объективно и всесторонне оценить уровень профессионального мастерства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конкурсы профессионального мастерства для студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это форма повышения компетентности, толерантности различных субъектов образовательной системы (организаторов, участников, экспертов, работодателей, общественности).

Конкурсы профессионального мастерства для студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья– это эффективная форма распространения опыта профессиональной подготовки данных категорий по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения. В рамках конкурса участники демонстрируют лучшие образцы профессиональной практики специалистов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, освоивших программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, что является основой для развития системы профессионального образования и системы трудоустройства.

Обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья участие в подобных конкурсах важно и необходимо. У них формируется ответственность и добросовестное отношения к труду, развитие творческого мышления, профессионального интереса, коммуникативных качеств, позволяющих найти свое место на рынке труда, правильно   адаптироваться к условиям взрослой   жизни. Особенностью организации работ для подростков с ограниченным интеллектом является недостаточная их активность к познанию, восприятию новых знаний, которая необходима для осмысления информации. Поэтому включение в соревновательную деятельность формирует в них уверенность, прививает самостоятельность и дисциплинированность, что важно для дальнейшей социальной адаптации.

При проведении конкурса профессионального мастерства для обучающихся с инвалидностью необходимо учитывать ряд фактов:

1. Обучающиеся данной категории быстро утомляются, поэтому при проведении теоретической части конкурсные задания должны быть разнообразными по содержанию, для снятия утомляемости необходимо включать тренинги или динамические паузы.

2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут длительно концентрировать внимание, усваивать новую информацию, они не сразу включаются в работу, начинают выполнять задание и не всегда могут контролировать свои эмоции как положительные, так и отрицательные. Нужно учитывать динамику работоспособности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и использовать динамические паузы, физкультминутки для восстановления психофизической активности.

3. У обучающихся с инвалидностью низкая активность восприятия и развития мышления, поэтому необходимо использовать больше ярких примеров, наглядности, по ходу конкурса проверять правильность понимания поставленного вопроса, задания, один и тот же материал предоставлять в различных вариантах.

4. Обучающиеся таких групп чувствительны к мнению взрослых и окружающих, они обидчивы, хотят казаться лучше, стремятся к тому, чтобы их мнение учитывалось, сильно переживают, когда их не дослушивают и перебивают. В такие моменты подростки стесняются работать на публике, теряются, могут замкнуться в себе, дальнейшее общение может быть невозможным, иногда возможна неконтролируемая агрессия, поэтому педагогам нужно избегать критических оценок, обязательно дать возможность обучающемуся высказаться, поддержать его инициативу и похвалить, одобрить.

5. С подростками с ограниченными возможностями здоровья необходимо общаться уважительно, доверительно, желательно всегда обращаться к ним по именам.

6. Педагогам необходимо не торопить их с ответом по ходу проведения конкурса, индивидуально каждого проверять на правильность понимания задания, использовать больше ярких примеров, наглядности, подсказывать, но не заканчивать за них мысль. Нужно объяснять задание, заостряя внимание на отдельных словах, при необходимости показывать задание на экране, в электронной презентации. Всегда повторять вопрос в разных формах.

7. Обучающиеся данной категории, стремясь выделиться или отличиться чем-то от своих сверстников, часто приукрашивают свои поступки, при этом могут неадекватно оценить свои силы.

8. Необходимо принимать подростков, давать возможность им высказаться, объяснить свои действия и, конечно, поддержать их инициативу.

9. При подведении итогов конкурса, оценивании работ необходимо давать разъяснения, обосновывающие принятые решения.

10. Перед началом выполнения практической части конкурса необходимо повторить правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ,
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Концепция проведения конкурса профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет:

общие цели и задачи проведения конкурса профессионального мастерства;

направления конкурса;

категории участников конкурса;

сроки проведения конкурса.

Стратегическая цель конкурсов профессионального мастерства для студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации – формирование позитивного имиджа рабочих профессий, специальностей через выявление, поддержку и поощрение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также распространение успешного опыта их обучения в профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации.

Задачи концепции конкурсов профессионального мастерства студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1. Утверждение приоритетов профессионального образования и профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

2. Формирование позитивного общественного представления о студентах-инвалидах и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, распространение толерантного отношения к лицам данной категории со стороны потенциальных работодателей и общества в целом.

3. Развитие профессиональной компетентности студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по направлениям подготовки.

4. Методическое сопровождение педагогов, мастеров профессионального обучения профессиональных образовательных организаций в освоении и распространении опыта использования современных эффективных технологий обучения студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

5. Развитие профессионального мастерства студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Проверка способности студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной профессиональной деятельности, совершенствование умений эффективного решения профессиональных задач, развитие профессионального мышления, способности к проектированию своей деятельности и конструктивному анализу ошибок в профессиональной деятельности, презентации своих достижений.

7. Стимулирование студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшему профессиональному и личностному развитию, повышение интереса к будущей профессиональной деятельности.

8. Содействие профессиональному самоопределению и самореализации студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

9. Поддержка талантливой молодежи с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

10.Разработка и внедрение эффективных форм и методов обучения студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда.

Организационно-методическую основу концепции конкурсов профессионального мастерства студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составили следующие методологические подходы, рассматриваемые как принципы организации конкурсов:

- гуманистический подход, отражающий принятие людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, как равных в сообществе обучающихся, в профессиональном сообществе, признание их способности к профессиональной деятельности и профессиональным достижениям;

- системно-деятельностный подход, позволяющий определить основные направления и принципы организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, обеспечивающий их интегративность и целостность, системные и специфические особенности всех конкурсов, обеспечивающий ориентацию на результат, достигаемый только при наличии обратной связи и постоянного и всестороннего анализа осуществляемой деятельности всех субъектов конкурсного движения;

- личностно-ориентированный подход, обеспечивающий ориентацию на индивидуальное профессиональное развитие каждого субъекта конкурсов профессионального мастерства с учетом осуществляемой деятельности в конкурсе и его профессиональных предпочтений, интересов и затруднений;

- андрагогический подход, отражающий организацию деятельности со взрослыми людьми, сформировавшимися в личностном и профессиональном плане, добившихся определенных достижений в профессиональном сообществе, с одной стороны, а, с другой, деятельность самих субъектов конкурсов, которая ориентирована на работу со взрослыми людьми с ограниченными возможностями здоровья, как в процессе самого конкурса, так и в доконкурсный и послеконкурсный период;

- процессуальный подход, позволяющий акцентировать внимание на результатах, с одной стороны, процесса управления, организации и проведения конкурсов профессионального мастерства студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, распространения инновационного профессионального опыта, формирования позитивного толерантного отношения к студентам-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны, процесса развития творческого потенциала и профессионального мастерства всех субъектов конкурсов профессионального мастерства.

Направления конкурса определяются в соответствии с компетенциями (специальностями, профессиями), по которым осуществляется подготовка студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в базовой профессиональной образовательной организации в субъекте Российской Федерации.

Конкурс профессионального мастерства для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривает выполнение теоретических и профессионального видов заданий, содержание которых соответствует требованиям ФГОС СПО. Профессиональное задание обучающихся по профессиям СПО – это содержание работы, которую необходимо выполнить участнику конкурса профессионального мастерства для демонстрации определенного вида профессиональной деятельности с применением практических навыков, заключающихся в изготовлении продукта (изделия и т.д.) или выполнении работ по заданным параметрам с контролем соответствия результата существующим требованиям.

Профессиональное задание обучающихся по специальностям СПО – это содержание работы, которую необходимо выполнить участнику конкурса профессионального мастерства для демонстрации определенного вида профессиональной деятельности с применением теоретических знаний и практических навыков, заключающихся в проектировании, разработке, изготовлении продукта (изделия и т.д.) или выполнении работ по заданным параметрам с практическим выполнением задания и контролем соответствия результата существующим требованиям и проектным показателям.

Категории участников конкурса:

На начальный этап конкурса профессионального мастерства допускаются студенты-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающие программы среднего профессионального образования и профессионального обучения в профессиональных образовательных организациях субъекта Российской Федерации.

К участию в региональном этапе допускаются победители и призеры начального этапа. Региональный этап конкурса профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводиться на площадке базовой профессиональной образовательной организации субъекта Российской Федерации.

На этап национального чемпионата профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья допускаются победители и призеры региональных этапов конкурса профессионального мастерства.

Сроки проведения конкурса: определяются по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Первое направление - подготовка списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования с учетом потребности региона, с выделением наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При подборе профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать следующие основные требования:

профессии и специальности должны быть безвредными и безопасными для потенциальных обучающихся и, по возможности, способствовать восстановлению или компенсации у них нарушенных функций;

профессии и специальности должны отвечать наклонностям и желаниям потенциальных обучающихся учиться;

рекомендуемые профессии и специальности должны соответствовать уровню их общеобразовательной или профессиональной подготовки, профессиональному опыту и знаниям, а также быть перспективными для их квалификационного или карьерного роста и, главное, их трудоустройства.

При подборе профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются следующие варианты их трудового прогноза:

может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности в полном объеме;

может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности с уменьшением общего объема работ;

работа в основной (выбранной) профессии или специальности противопоказана, но может продолжать работу в других профессиях в полном объеме;

работа в основной (выбранной) профессии или специальности противопоказана, может продолжать работу в других профессиях с ограничениями в обычных производственных условиях;

может выполнять работу по основной (выбранной) профессии или специальности с ограничениями по заключению бюро медико-социальной экспертизы;

работа в обычных производственных условиях не может выполнять, но может осуществлять работу в специально созданных производственных условиях или на дому;

противопоказана любая трудовая деятельность и в любых условиях.

Второе направление - последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практики организации и проведения региональных конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Данное направление позволит усовершенствовать технологии обучения студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществив обмен лучшими региональными практиками организации и осуществления подготовки лиц данных категорий по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Третье направление - разработка и принятие на уровне субъекта Российской Федерации нормативных правовых и организационно-распорядительных актов, регламентирующих проведение конкурсов профессионального мастерства на базе базовых профессиональных образовательных организаций для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации данного направления необходимо унифицировать организационно-содержательную составляющую конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а, именно, разработать проекты типовых положений, в том числе; типовое положение о проведении региональных конкурсов профессионального мастерства, типовое положение о проведении национального чемпионата профессионального мастерства, типовое положение о проведении отбора среди субъектов Российской Федерации на право проведения национального чемпионата, типовое положение о формировании региональных команд, типовое положение о формировании национальной сборной команды и ее подготовке для участия в международных чемпионатах, типовое положение об обучении экспертов.

Четвертое направление - привлечение работодателей в качестве экспертов конкурса профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация данного направления позволит привлечь внимание потенциальных работодателей к студентам-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения, что расширит возможности их последующее трудоустройство и социализацию в обществе.

Пятое направление - осуществление посредством профориентационной работы с учащимися 9-ых классов проведения экскурсий на площадках конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Данное направление позволит осуществить профориентационную работу, в том числе профессиональное консультирование с выпускниками 9-ых классов, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья, для стимуляции их профессионального самоопределения. Профессиональное консультирование — оказание помощи инвалиду в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Профессиональное консультирование включает: определение имеющейся проблемы в области профессионального самоопределения; снятие тревожного состояния, выявление круга склонностей и сферы профессиональных интересов; выяснение необходимости расширения профессиональной деятельности; оказание помощи в разработке профпланов и профмаршрутов.

Шестое направление - материально-техническое оснащение площадок для проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья тренировочными полигонами для выработки практических умений и навыков.

Реализация данного направления повысит практикоориентированность процесса обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья профессиям и/или специальностям.

Седьмое направление - проведение Интернет-конференций по вопросам организации конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями.

Данное направление позволит осуществить обмен лучшими региональными практиками организации конкурсов профессионального мастерства для данных категорий граждан.

Восьмое направление - освещение хода мероприятий по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в средствах массовой информации.

Реализация данного направления будет способствовать привлечению общественного внимания к проблемам обучения и трудоустройства инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, формированию толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Девятое направление - осуществление экспертно-методической поддержки и информирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и профессиональных образовательных организаций, на базе которых проводятся конкурсы.

Экспертно-методическое сопровождение проведения конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья позволит регламентировать деятельность всех участников мероприятия, осуществить поэтапность реализации программы конкурсов.

IV. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОВЕДЕНЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА УРОВНЕ БАЗОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
КАК РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях определения мер по организации и проведения конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья субъектам Российской Федерации рекомендуется реализовать следующие мероприятия:

финансирование мероприятий конкурса за счет средств бюджета субъекта Российской федерации;

привлечение органов местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций к участию в проведении конкурсов в целях оказания организационной и финансовой поддержки;

обеспечение информационной поддержки и информационной доступности конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации.

Осуществление данного мероприятия предполагает:

размещение сообщения о конкурсе на официальном портале субъекта Российской Федерации;

обеспечение информирования средств массовой информации о конкурсе и его итогах;

координация работы по опубликованию в средствах массовой информации материалов о проведении конкурса и его итогах.

определение структуры, ответственной за проведение конкурса;

создание на территории базовой профессиональной образовательной организации доступной среды для проведения конкурса;

Осуществление данного мероприятия предполагает:

составление и утверждение сметы расходов;

создание материально-технических условий для проведения конкурсов;

подготовка помещений для проведения конкурсов, оснащение их необходимым оборудованием с учетом нозологических форм и ограничений жизнедеятельности участников;

размещение приезжих участников конкурса;

совершенствование механизмов сетевого взаимодействия по обеспечению мероприятий связанных с организацией и проведением конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

осуществление подготовки плана мероприятий по организации конкурса, информирование о порядке и условиях проведения конкурса;

разработка программы конкурсных мероприятий;

подготовка информационного письма о проведении конкурса;

рассылка информационного письма;

организация сопутствующих мероприятий(выявление объектов для экскурсии, подготовка стендов, выставок)

В целях определения мер по организации и проведения конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на уровне базовых профессиональных образовательных организаций рекомендуется реализовать следующие мероприятия:

разработка перечня конкурсных профессий и номинаций, исходя из приоритетных задач профессиональной ориентации молодежи с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, популяризации рабочих профессий, повышения профессионального мастерства лиц данной категории;

разработка условий, порядка, этапов проведения конкурса, а также рекомендации по организации конкурса;

разработка критериев и балльной системы оценки конкурсных работ и определения победителей конкурса;

получение заявок от участников;

экспертная оценка заявок на участие в конкурсе;

определение персонального состава жюри по профессиям и базовым организациям для проведения областного (финального) конкурса (члены оргкомитета, руководителя конкурса, жюри конкурса, регистратора с участием представителей региональных объединений организации профсоюзов и объединений работодателей);

разработка программы приглашения;

прием, регистрация и размещение участников;

создание экспертной рабочей группы по профессиям конкурса согласно номинациям конкурса для оценки теоретических знаний и практических навыков участников конкурса;

проведение работы по подготовке рабочих мест для выполнения конкурсных заданий согласно требованиям охраны труда и организации бытовых условий для участников, членов экспертных рабочих групп и приглашенных;

обеспечение работы конкурса в соответствии с программой;

проведение сопутствующих мероприятий;

определение призеров конкурса по соответствующим номинациям и подведение итогов конкурса;

создание толерантного микроклимата в БПОО в период проведения конкурса по отношению к участникам инвалидам и лицам с ОВЗ.

V. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ,
КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИНЯТЫ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основным источником права в Российской Федерации является нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, который принимается (издается) в определенной форме соответствующим органом (должностным лицом), содержит общеобязательные правила поведения, охраняется мерами государственного принуждения и направлен на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативно-правовая основа для организации конкурсов лиц с ОВЗ, детей инвалидов, в Российской Федерации устанавливается в соответствии решениями, отраженных в документах нескольких уровней: международных; Федеральных; ведомственных; региональных.

Самым значимым решением в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). В статье 24 вышеназванного документа - «Образование» - уточняется необходимость обеспечения государственных гарантий для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов в создании условий для эффективного участия в жизни свободного общества, в доступе наравне с другими к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному и среднему образованию в местах своего проживания, с созданием эффективных мер по организации индивидуальной поддержки.

В Федеральном законе "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ) отмечена ратификация международного документа и принятие обязательств по реализации вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Настоящая концепция разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Конституцией Российской Федерации;

Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года;

Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";

Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;

Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2015 г. № 1297;

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;

Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года;

Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 26 мая 2012 г. № 2405п-П8 (пункт 22);

Комплексом мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1921-р.;

Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. №1199;

Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513;

Методическими рекомендациями по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденными приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года №515;

Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденными Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Н.М.Золотаревой 20 апреля 2015 г. № 06-830вн;

Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации Н.М. Золотаревой 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464;

Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36;

Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;

Концепцией проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями, согласованной с Министерством образования и науки Российской Федерации 15 июня 2016 г. № 06-599.

Следует уточнить, что система нормативно-правового регламентирования деятельности образовательной организации по проведению конкурсов находится в постоянном изменении и уточнении. Часть нормативных, правовых регламентов отменены, другие находятся на этапе доработки. В переходный период, до 2016 года, часть методических пояснений, касающиеся проблем организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации продолжают носить рекомендательный характер.

VI.РАЗРАБОТКА ПЕРЕЧНЯ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
УЧИТЫВАЮЩЕГО РАЗЛИЧНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ,
УЧАСТВУЮЩИХ В КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Общие требования к оснащению базовой профессиональной образовательной организации участвующих в конкурсах профессионального мастерства.

Оборудование для оснащения базовой профессиональной образовательной организации (БПОО) должно соответствовать:

санитарно-гигиеническим нормам образовательного процесса (требованиям к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

санитарно-бытовым условиям (наличию оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);

социально-бытовым условиям (наличию оборудованного рабочего места, комнаты психологической разгрузки и т.д.);

правилам пожарной безопасности и электробезопасности;

требованиям охраны труда;

соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;

возможностям для беспрепятственного доступа участников к информационным, объектам инфраструктуры образовательной организации.

Для участников конкурса необходимо оборудовать парковочные места для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в непосредственной близости с административными зданиями, обратив внимание на следующее:

ширина парковочного места - 2,9 м. для инвалида, пользующего тростью или костылями, для инвалида колясочника – 3,5 м.;

парковочное место выделяется разметкой (желтого цвета) и обозначается специальными символами (пиктограмма «инвалид»);

должен быть оборудован съезд (пандус схода) инвалида на коляске с тротуара на парковку путем понижения бордюра;

стоянка, оборудованная для инвалидов, должна быть обозначена специальным дорожным знаком.

Следует оснастить проезжую часть на территории административных зданий знаками дорожного движения о возможном пути следования участников конкурса с ОВЗ и инвалидностью.

Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров не должны превышать: продольный – 5%, поперечный – 1-2%; пересечение пешеходных дорожек должно быть выполнено на одном уровне. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бордюрного камня не может превышать 4 см. Пониженный бордюр должен быть окрашен контрастной желтой краской, ширина пониженного бордюра – 0,9м. Съезды с тротуара должны иметь уклон не более 1:10. Не допускается применение скошенного бортового камня и съездов, сужающих ширину проезжей части.

Двери в здание и помещения на путях движения, где проводится конкурс не должны иметь порогов, а при необходимости их устройства, высота порога не должна превышать 0,025 м. Визуальная информация для инвалидов по зрению должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля.

Оборудовать санитарно-гигиенические помещения для инвалидов, обратив внимание на следующее: универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры не менее : ширина – 1,65 м.; глубина – 1,8м.; возле унитаза следует предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски; возле унитаза должны присутствовать поручни (один стационарный, один откидывающийся); кабина туалета должна быть оборудована поручнями, которые следует располагать на высоте 0,75 м, а также крючками для одежды, костылей и т.п.; в кабине туалета должно быть предусмотрено наличие кнопки вызова экстренной помощи; дверь санитарно-гигиенической комнаты должна открываться наружу; замок двери санитарно-гигиенической комнаты должен предусматривать возможность открытия снаружи при наступлении экстренного случая.

Всех участников конкурса должны сопровождать специалисты медицинского профиля, необходим дежурный фельдшер или дежурная скорая помощь.

Перечень необходимого оборудования для оснащения базовой профессиональной организации для участников с нарушениями слуха

Оборудование для лиц с нарушением слуха должно соответствовать их особым образовательным потребностям и быть ориентировано на всех участников процесса образования. При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для лиц с нарушенным слухом является получение информации, поэтому, в первую очередь, необходимо создавать сенсорно -, и в первую очередь, акустически доступное для этих детей пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через акустические и визуализированные источники:

удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования организации, расписании занятий, последних событиях, ближайших планах и т.д.;

табло с «бегущей строкой» / мониторы на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация;

на всех этапах проведения конкурса должен участвовать сурдопереводчик;

световая индикация начала и окончания занятий в помещениях общего пользования (залах, рекреациях, столовой, библиотеке и т.д.), которая позволяет подросткам ориентироваться в учебном пространстве и самостоятельно организовывать свое рабочее время;

доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС – сообщений, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями;

локальная компьютерная сеть;

справочно-информационный центр (колл-центр) для лиц с нарушенным слухом и их родителей.

Каждый участник конкурса с учетом медицинских показаний должен быть обеспечен техническими средствами обучения, отвечающим особым образовательным потребностям: индивидуальным слуховым аппаратом и/ или кохлеарным имплантом; беспроводной аппаратурой, основанный на радиопринципе (инфракрасном излучении), стационарной аппаратурой коллективного и индивидуального пользования (при необходимости с дополнительной комплектацией – вибротактильным устройством), специальным визуальным прибором для обучения произношению, видеозаписывающей аппаратурой, индивидуальным компьютером (ноутбуком), электронной книгой для чтения, специальными учебниками, рабочими тетрадями, дидактическими материалами.

Организация рабочего пространства участника с нарушенным слухом является значимой частью работы по созданию специальных образовательных условий и предполагает наличие исправного слухового аппарата/кохлеарного импланта. Важным моментом в организации рабочего пространства является выбор стола для участника с нарушенным слухом. Рекомендуется – поставить стол около окна с организацией достаточного пространства, чтобы участник с нарушенным слухом в условиях речевого полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь других участников конкурса. Иногда целесообразно расположить участника так (справа/слева от педагога), чтобы его лучше слышащее ухо было максимально приближено к организаторам конкурса.

Для участника с нарушениями слуха допускается расстановка столов полукругом вокруг стола организаторов при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между столами.

Помощь в размещении участника с нарушенным слухом может оказать сурдопедагог. Стол участника с нарушением слуха должен занимать в помещении такое положение, чтобы сидящий за ней участник мог видеть лицо организаторов конкурсов и лица большинства участников.

Рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. На столе предусматривается размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов.

Аудитория должна быть оборудована стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования при необходимости с дополнительной комплектацией вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой (например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение).

Для предотвращения явления реверберации аудитория, где находится слухопротезированный участник, должна иметь звукопоглощающее оснащение (панели, шторы и т.п.).

Перечень необходимого оборудования для оснащения базовой профессиональной организации для участников с нарушениями зрения

Нарушение зрения создает значительные препятствия в ориентировке в пространстве – на территории базовой профессиональной организации, в ее здании, в учебных, социально-бытовых и рекреационных помещениях, а также в пределах рабочего учебного места, где проводятся конкурсы профессионального мастерства.

Обеспечение безбарьерной образовательной среды для участников с нарушением зрения начинается со снятия барьеров в его ориентировке и передвижении в окружающей среде БПОО. Необходимо помнить о том, что для незрячего человека успешность передвижения в пространстве, различные виды деятельности тесно связаны с полнотой его ощущений, поэтому безбарьерность окружающей участников среды определяется наличием в ней достаточных сенсорных индикаторов, доступных для восприятия незрячего или слабовидящего участника. Возможность ориентировки обеспечивает необходимую мобильность участников этой категории. При оборудовании доступной для участников с нарушениями зрения окружающей среды следует использовать звуковые, визуальные, осязательные ориентиры и создавать специально оборудованные рабочие места.

Для участника с нарушениями зрения помещения оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для участника с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью - 1000 лк; для участников с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) - 1000 - 1500 лк; для участников со светобоязнью - не более 500 лк. Для участников со светобоязнью над рабочими столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.

В помещениях для участников с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность.

В гардеробной для тотально слепых участников конкурса шкафы с ячейками для одежды и полки для обуви должны иметь маркировку, выполненную рельефно-точечным шрифтом, для участников с остаточным зрением - сочетание двух маркировок: рельефно-точечной маркировки и рельефно-выпуклой маркировки, выполненной с использованием ярких контрастных цветов.

Для обеспечения ориентировки в здании и сокращения излишних передвижений участников с нарушениями зрения, а также для их безопасности желательно размещать для них учебные и иные помещения не выше второго этажа; в интерьерах должна иметься система визуальной (для слабовидящих), звуковой и тактильной информации. Должны быть оборудованы осязательные ориентиры: направляющие поручни в коридорах, рельефные обозначения на поручнях, на дверях; таблицы (схемы) с выпуклым текстом или изображением или надписями шрифтом Брайля, рельефные поэтажные планы на лестничных площадках, в вестибюле; изменяемый тип покрытия пола (по фактуре) перед препятствиями и местами изменения направления движения (входами, подъемами, ступенями, поворотами коридоров и т.п.). Опасные для незрячих участников места должны иметь ограждения, обеспечивающие полную безопасность (например, лестничные пролёты, деревья на территории учебного учреждения и др).

В туалетах и душевых кабинах в спортивной раздевалке вентили для горячей и для холодной воды должны быть разной формы. Участник с нарушением зрения должен быть предупрежден об изменении расположения мебели в аудитории, привычного расположения предметов, которыми он пользуется. Двери и шкафы нельзя оставлять приоткрытыми. Необходимо создать удобную для ориентации участников с нарушениями зрения среду в столовой БПОО. В помещении, в котором находятся участники с нарушениями зрения, необходимо предусмотреть возможность сопровождения таких участников в тех случаях, когда имеются какие-либо временные препятствия на пути передвижения, либо когда окружающая среда недостаточно оборудована под потребности в ориентировке. Столы участников, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза.
В качестве звуковых ориентиров необходимо использовать: звуковые маяки при входах, радиотрансляцию в здании, в лифтовых кабинах, в бытовых помещениях.

Визуальные ориентиры – выполненные яркими цветами пиктограммы, окрашенные контрастными цветами ограждения, освещаемые указатели, надписи, подсветка в затемненных местах – например, в шкафах для книг, пособий, в шкафчиках для одежды в раздевалке и т.п. Первая и последняя ступень каждого лестничного марша должна быть окрашена в контрастные цвета для предупреждения слабовидящих.

Необходимым является и организация специальных рабочих мест для участников с нарушением зрения. Все инструкции, предназначенные для прочтения лицами с глубокой патологией зрения должны быть выполнены с помощью точечно-рельефной системы Брайля. Специальное рабочее место служит обеспечению безопасности и комфортности работы, его устройство направлено на устранение чрезмерных физических, динамических, статических, сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок и должно исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма обучающегося с нарушением зрения.

Перечень необходимого оборудования для оснащения базовой профессиональной организации для участников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Для участников с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) особенно важна возможность беспрепятственной доступности всех объектов инфраструктуры базовой профессиональной организации, где проводится конкурс профессионального мастерства. Для того чтобы участник с двигательной патологией могли попасть на территорию БПОО, необходимо установить достаточно пологий (10-12°)пандус у входа в здание, чтобы участник на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса е менее 90 см и он должен быть огражден бортиком (высотой - не менее 5 см) и снабжен поручням (высотой - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери здания должны открываться в противоположную от пандуса сторону, иначе участник на коляске может скатиться вниз. По всему периметру коридоров, проходят поручни, чтобы участник, который плохо ходит, мог, передвигаться по зданию держась за них. Ширина дверных проёмов во всех помещениях должна быть не менее 80-85 см., иначе коляска в них не пройдет. Для подъема на верхние этажи в здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить пользование им для остальных учащихся), а также подъемники на лестницах.

Рабочее место участника с НОДА необходимо создавать индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений. Следует предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальной клавиатуры, различных контакторов, заменяющих мышь, джойстиков, трекболов, сенсорных планшетов). При организации рабочего места следует учитывать возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. В здании организации конкурса должны быть созданы специальные зоны, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени.

В БПОО, где проводится конкурс желательно иметь следующее специальное оборудование:

средства передвижения: различные варианты инвалидных колясок (комнатных, прогулочных, функциональных, спортивных), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуары и др.

средства, облегчающие самообслуживание :наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами, приемники, магнитофоны;

мебель подобранная в соответствии с возможностями участников с НОДА.

Необходимо, чтобы информационно-образовательная среда организации располагала совокупностью технических средств, созданных с учетом особых образовательных потребностей, участников с НОДА (компьютеров, баз данных, коммуникационных каналов, программных продуктов); службами поддержки применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

В качестве простых технических средств, служащих для облегчения процесса письма, можно пользоваться увеличенными в размерах ручками и специальными накладками к ним, позволяющими удерживать ручку и манипулировать ею с минимальными усилиями, а также утяжеленными (с дополнительным грузом) ручками, снижающими проявления тремора при письме. Кроме того для крепления тетрадей, книг на столе участников можно разместить специальные магниты и кнопки.